Поделиться: |
Рут Асава (Ruth Asawa) художница, обучившаяся рисованию в лагере для интернированных японских американцев во время Второй Мировой войны. Известность ей принесли причудливые, абстрактные скульптуры, словно связанные спицами из проволоки. Они могли бы послужить источником вдохновения как для любителей вязания спицами и крючком, так и для создателей дизайнов машинной вышивки. Рут умерла 6 августа в своем доме в Сан-Франциско в возрасте 87 лет, но ее необыкновенные скульптуры и по сей день помогают возникновению сотен новых идей молодых мастеров, любителей творчества дизайнера.
Тернистый пусть становления творческой личности
Рут Асава родилась 24 января 1926 года в небольшом сельскохозяйственном городе Норуолк, Южная Калифорния. Учась в третьем классе, на ее художественные работы обратили внимание учитель рисования, а в 1939 году, по его рекомендации, рисунок Рут «Статуя Свободы» занял первое место в школьном конкурсе «Что значит быть американцем».
Спустя всего четыре года художественный талант девочки, ее стремление добиться больших высот в мире искусства наткнулись на риф «Вторая Мировая война». Начиная с 1942 года вся ее семья подверглась отправке в лагерь для интернированных. В одном из таких лагерей в Арканзасе Рут закончила среднюю школу, а на ипподроме "Санта Анита Парк" ей посчастливилось брать уроки рисования у трех аниматоров студии Уолта Диснея (Walt Disney Studios). В разные периоды жизни творческая натура будущего дизайнера находилась под опекой художников Бакминстера Фуллера (Buckminster Fuller), Джона Кейджа (John Cage), Франца Клайна (Franz Kline) и Йозефа Альбера (Josef Albers).
В 1943 году, в возрасте 17 лет, организация квакеров поспособствовала участию Рут в конкурсе на поступление в Государственный педагогический колледж Милуоки (Milwaukee State Teachers College), ныне Университет Висконсин-Милуоки (Тhe University of Wisconsin-Milwaukee), на специальность - учитель рисования. Отучившись три года, она так и не смогла получить диплом из-за отстранения от программы обучения «студент-преподаватель». Причиной стала национальность девушки, которая не позволила ей получить работу практического преподавания, необходимую для завершения обучения на степень бакалавра. Стоит отметить, что полвека спустя Университет стремился присвоить ей почетную степень доктора. Но Рут предпочла получить заслуженную когда-то, но не полученную степень бакалавра.
После отчисления из колледжа будущая художница провела три года в Северной Каролине, в Black Mountain College для начинающих дарований и талантливых преподавателей. Здесь она подружилась с хореографом Мерсе Каннингем (Merce Cunningham), брала уроки живописи у Йозефа Альберса (Josef Albers) – автора влиятельной теория по использованию цвета, которая оказала большое воздействие на развитие и становление многих начинающих художников. Эти уроки дали свои плоды: в 1948 году рецензент «The Times» заметил, что в своих работах Рут превращает эксперименты цветовых форм Альбреса в плоды личной фантазии.
От рисования к скульптуре
Одним из ключевых моментов в творческой жизни Рут стала поездка в Мексику, 1947 год. Прогуливаясь по местному рынку, она обратила внимание на плетенные корзины для хранения продуктов. Художницу привлекла идея неограниченности пространства и безграничных возможностей использования форм. Она поняла, что линия может пойти куда угодно, создавая за собой различные узоры, рельефы и текстуры. С этого момента Асава уходит от живописи и решает полностью отдаться скульптуре из проволоки.
Так, будучи еще студенткой, Рут стала работать над широкими абстрактными проволочными изделиями, которые были призваны выразить ее мастерство и амбиции посредством новизны и трехмерности. На первых этапах становления данной ветки творчества многие из работ получались весьма мобильными и миниатюрными. Плетенные инсталляции принесли известность дизайнеру в 1950-е годы, когда они год за годом стали появляется на выставках в Уитни музее американского искусства (Тhe Whitney Museum of American Art), а 1955 году работы были выставлены на показе на Биеннале в Сан-Паулу (São Paulo Art Biennial).
1968 год всколыхнул поклонников скульптура. Она создала свою первую масштабную работу – фонтан на набережной Сан-Франциско. Строение было представлено изображениями двух русалок, лягушек, черепах и брызг воды. Эта скульптура стала подлинным «подарком судьбы» для Рут. Изначально дизайн фонтана был заказан Лоуренс Халприн (Lawrence Halprin) – уважаемому ландшафтному дизайнеру, которая спроектировала набережную таким образом, чтобы фонтан гармонично вписывался в общую картину. Но после долгой беспричинной задержки эскиза работы, для проектирования и создания водной абстракции была выбрана Рут Асава. Работа юного скульптура вызвала немало споров и дискуссий на тему эстетики, феминизма и народного творчества. Сама Халприн, не смотря та то, что она являлась поклонником творчества Рут, высказывалась о неуместности русалок на фоне природного орнамента.
Но, не взирая на все споры, жители города любили абстрактных русалок. Рут же продолжила проектировать другие общественные фонтаны и стала известна в Сан-Франциско, как «фонтанная леди». Однако, одно из знаменитейших творений скульптура не оставляет однозначного мнения и по сей день. Не так давно был поставлен вопрос о сносе фонтана, с целью выстроить проспект от набережной к прилегающей улице магазинов. После многочисленных общественных протестов, было решено сохранить скульптуру и наследие, которое она за собой несет.
Главным инструментом в работе дизайнера были рукавицы для плетения проволоки. Работы Рут неразрывно связаны с ее жизнью. Проблемы юности, с которыми она столкнулась, вдохновляли ее. Одним из ярчайших воспоминаний детства стал солнечный день, в который она увидела полупрозрачные крылья стрекозы, превратив их в будущем в связанные проволочные скульптуры. В 1958 году Нью-Йорк Таймс писала о ее работах: «паутина легкости, круглые и овальные формы кажется, как по волшебству, вплетенными одна в другую».
Жизнь за пределами фонтанов
В 2005 году музей Сан-Франциско открыл новое здание, в котором размещено 15 наиболее значимых и известных проволочных скульптур Рут Асава. Согласно задуманному проекту эти металлические инсталляции дрейфуют в воздушном течении, напоминая тем самым гигантский, жуткий лес водорослей.
В 2011 году государственной художественной школе в Сан-Франциско было присвоено имя дизайнера за преданность городскому образованию. Рут противопоставляла старомодные чувства. В своих работах она оживляла фантазию своего детства. Дизайнер утверждала, что такой подход даст возможность вспоминать яркие моменты жизни, когда люди постареют.
Трехмерные работы скульптура украшают коллекции музея Соломона Р. Гуггенхайма (Тhe Solomon R. Guggenheim Museum) и Уитни Музей американского искусства (Тhe Whitney Museum of American Art). Недавно одно из произведений Рут было продано на торгах за 1,4 миллиона долларов, что в четыре раза больше его оценочной стоимости.
Художница никогда не винила военных за то, как прошло ее детство. Она уверяла, что невзгоды и трудности сделали ее именно той, какой ее знали поклонники и мир искусства. Иногда Рут даже говорила «спасибо» интернированию за формирование собственной личности. Нередко скульптур шутила, что трудности и ее жизнь неотделимы друг от друга: она овдовела, пережила своих сыновей и дочь, но все это смогла преодолеть благодаря своему творчеству, миру искусства и поклонникам.
Похожие статьиПоделиться: |