Поделиться: |
Ленор Тауни (Lenore Tawney) американская художница, чьи новаторские идеи по объединению скульптуры и ткачества помогли создать во второй половине ХХ века новый жанр текстильного искусства. Ее творчество, будь то крупномасштабный памятник или миниатюрная открытка, касается самых глубинных проблем и вопросов зрителей любых поколений.
Она пережила столетие изменений: войны, потрясения, немыслимые технологические достижения, наверное именно поэтому выбрала себе судьбу катализатора художественных революций. Безмятежность и духовность характера подпитывали ее бесстрашную преданность идее и полную отдачу работе. Жизненная позиция художницы основывалась на открытости новым идеям, людям и путешествиям. Эмансипация и свобода были основными принципами не только жизни, но творчества, которое и по сей день отзывается эхом в каждом поколении.
Революция в искусстве
Ленор Агнес Галлахер (Lenore Agnes Gallagher) родилась в Лорейн, штат Огайо, в 1907 году. Переехав в 20-е годы в Чикаго, она работала корректором, а вечерами посещала занятия в Школе Художественного Института (the School of the Art Institute of Chicago). Выйдя замуж в 1941 году за Джорджа Тауни, она овдовела спустя всего два года. Ища спасения от перенесенного потрясения, Ленор поступила в Институт дизайна. В период с 1943 по 1945 года будущий новатор искусства была студенткой таких художников-авангардистов, как Ласло Мохой-Надь (László Moholy-Nagy), Александр Архипенко (Alexander Archipenko), Эмерсон Уолфер (Emerson Woelffer), Марли Эрман (Marli Ehrman), сильное влияние на Ленор оказала финская ткачиха Марта Тайпал (Martta Taipale). Вернувшись в 1957 году из путешествия по Европе, Африке и Ближнему Востоку, она оставила Чикаго и переехала в Нью-Йорк, где продолжила свой путь художественного новатора.
Первые шаги на пути текстильной революции художница начала деть в 1950 году. Тогда, совершая свои первые шаги в качестве ткача Тауни не побоялась соединить ткачество со смелыми конструкциями и неординарными идеями, доказывая, что искусство и ремесло должны быть неразделимы. Даже самые ранние произведения Ленор нарушали привычные традиции. В работе 1957 года "Bound Man" (Связанный человек) ощущается напряженность в отношениях между нисходящим притяжением рассеянной фигуры на осветленном хрупком фоне. А мерцающая импрессионистическая поверхность Юпитера (Jupiter), полотно 1959 года, светиться насыщенными, но нежными тонами.
Стартовым заявлением в игнорирование прямоугольных границ ткацкого станка стала подчеркнутая индивидуальность либо отдельного объекта, либо сгруппированных вместе элементов смело выведенных за пределы кромки панно. Она манипулировала стилями плетения в своих скульптурных формах. Так, концепция картины "The King I and The Queen" (Король я и королева) созданной в 1962 году стала революционной для того времени.
Все вместе ее полотна можно отнести к исследовательской работе в области контрастов. Некоторые открыты и пусты, как паутина ("Lekythos" - Лекифы, 1962 год), другие плотные и твердые, как стена (серия картин "the Shield" - Щит - начатая в 1962 году и законченная в конце 1980-х годов). Простой акт вращения плетения дали неожиданную визуальную новизну, как в свое время давали бахрома, тесьма, бисер или каскады. Как и многие художники Ленор исследовала мотивы сочетания различных геометрических форм, доказав, что абстракция в области скульптуры и живописи является таким же мощным инструментом и в области текстильного искусства, что делает эту нишу менее статической.
В полотнах "Red Sea" (Красное море) - 1974 год, "Fields of Light" (Области света) - 1975 год и "Waters Above the Firmament" (Воды над небосводом) - 1976 год Тауни позволила свету проникать между тщательно сплетенными нитями. Частичное сложение рукописей добавляло ее картинам качество полного безвременья, а круг на площади оставался важным аспектом ее работ долго время. Она продолжала использовать его в линии рисунка создавая в 1966 году "Round and Square" (Круг и площадь) и в 1970 году "The Matrix" (Матрица).
Жизнь и творчество неразделимы
Знание поэзии и мистических сочинений, путешествия и новые знакомства были неотъемлемой частью творчества Ленор. След в работе оставило стремление художницы развиваться и духовно совершенствоваться. Многие из ее полотен включают рукописные и печатные тексты на различных языках: "Discours Historiques" (Историческое выступление), 1966 год; "Epîtres" (Послание), 1967 год; "That Other Sea" (Это другое море), 1967 год; и "Distilla" (Дистилляция), 1967 год. Коллажи выполненные в период с 1970 по 1980 года являют собой сочетание костей, перьев, яиц, нотаций, рукописных фрагментов и олицетворяют чудеса человеческой фантазии, исходящие из глубин сознания художницы. При преобразовании своих глубоких эмоции в объекты созерцания красоты, Тауни касалась глубин сознания зрителя.
Мансарда квартиры в Нью-Йорке служила для художницы в качестве студии, галереи, зала для медитации и дома. Каждое посещения чердака всегда отзывалось новыми открытиями и неожиданностями. Всегда революционные, выполненные в знакомом стиле произведения свободно висели в пространстве. Ленор с особой тщательностью, ссылаясь на происхождение, расставляла речные камни по полу и полкам, нишам и шкафам. Они превращали белый пол в мерцающую водную поверхность, делая его отдельной скульптурной картиной. Ее комната жизни была полна таинства и волшебства, шкафы и ящики были набиты произведениями искусства со всего мира, каждое из которых заслуживало отдельного рассказа. Музейная мансарда сочетала в себе духовный и физический мир дизайнера, который так трудно описать. Спокойствие окружающий атмосферы пропитывало каждый вздох и каждый сантиметр мастерской, что всегда отражалось в ее работах.
Не смотря на то, что Тауни окружала себя самым необычным и космический интерьером, сама она была совсем не потусторонней. Она черпала вдохновение в благоговейных древних ткачах Перу, в жаккардовых тканях. Сложность техники их выполнения, а так же непостижимые механизмы работы головного мозга увлекали художницу и привели к созданию серии полотен "India" (Индия), которые были выполнены тушью. Отличительной чертой этих картин стала интенсивность цветовой палитры. Так, "Union of Water and Fire" (Союз воды и огня), 1964 года, объединяет наложенные друг на друга изображения древних символов женского и мужского начала. Художница разрабатывала данное направления на протяжении тридцати лет. В конечном итоге Кэтлин Нугент (Kathleen Nugent) - куратор и давний близкий друг - собрала произведения Ленор и выставила их под объединяющим названием "Drawings in Air" (Рисунки в воздухе). Выставка состоялась в 2007 году еще до смерти новатора. Ни одного зрителя выставка не могла оставить равнодушным. Волшебное преобразование пространства, тысячи нитей, индивидуально завязанных и вплетенных на льняном фоне, каскады.
Роль Ленор Тауни в становлении современного искусства с точки зрения феминизма тяжело переоценить. 18 октября 2007 года в честь заслуг и достижений художницы в Калифорнии была открыта выставка, центральным экспонатом которой стала работа "WACK" (Ненормальный). Это полотно выставлялось с 1965 по 1980 года в Национальном музее женщин в искусстве (the National Museum of Women in the Arts) в Вашингтоне в рамках первой всеобъемлющей выставке, посвященной становлению, развитию и роли феминизма в послевоенном современном искусстве.
Ленор Тауни никогда не колебалась в своей убежденности, что искусство рождается из творческого источника, который должен подпитываться открытиями новых горизонтов. В 1989 году она основала фонд для поддержки молодых художников в их поисках себя и своего источника вдохновения. Несмотря на то, что дизайнер всячески избегала коммерческой стороны искусства, спекулянтов и агентов, готовых продать ее полотна, некоторые работы все равно хранятся в частных коллекциях и крупных музеях по всему миру. Ее искусство не только пропитано бунтарским духом, но выдержало испытание временем. Путешествия Ленор длинною в жизнь стали источником вдохновения для многих ее знакомых. Новатор и революционер текстильного искусства было по-настоящему свободна от границ и правил.
Похожие статьиПоделиться: |